Американский лингвист Ноам Хомский (Noam Chomsky), известный своими леворадикальными взглядами, сравнил политический режим Израиля со сталинистским. Об этом 17 мая сообщает "Гаарец".

16 марта министерство внутренних дел Израиля запретило Хомскому въезд на Западный берег реки Иордан. Комментируя свое задержание на границе, лингвист заявил, что может представить себе подобное только в стране со сталинистским режимом.

Профессор Хомский со своей дочерью и друзьями собирался прочитать две лекции в университете Бир-Зейт, расположенном неподалеку от Рамаллы. При попытке въехать на Западный берег с территории Иордании он был задержан и подвергнут трехчасовому допросу. Как отмечает "Гаарец", сотрудник паспортного контроля, беседовавший с профессором, регулярно связывался с министерством внутренних дел Израиля, чтобы получить инструкции, и зачитывал заготовленные вопросы и реплики.

Во время беседы у Хомского поинтересовались, почему он решил прочитать лекции не в израильском, а в палестинском университете. Лингвист ответил, что уже много раз выступал в Израиле. Затем сотрудник паспортного контроля заметил: "Израилю не нравится то, что вы говорите". Хомский попросил назвать хотя бы одно государство, которому нравятся его комментарии.

После этого у Хомского спросили, получал ли он ранее отказ при въезде в какое-нибудь государство. Профессор ответил, что в 1968 году, после "пражской весны", его не впустили в Чехословакию.

Затем сотрудник паспортного контроля поинтересовался, почему у Хомского, еврея по национальности, нет израильского гражданства, а также напомнил профессору о том, что в 2006 году он встречался с лидером исламистского движения "Хизбалла" Хасаном Насраллой.

По окончании допроса профессору и его дочери отказали во въезде. Хотя следовавшим с ними друзьям, в том числе одному палестинцу, въезд на Западный берег был разрешен, группа предпочла вернуться в Амман в полном составе.

Комментируя случившееся, в министерстве внутренних дел Израиля сослались на межведомственную путаницу. Поскольку Хомский въезжал не в Израиль, а только на палестинские территории, вопрос о пересечении границы находился в компетенции особого управления в министерстве обороны, с которым во время паспортного контроля не связались по недоразумению. По словам представителя министерства внутренних дел, в министерстве обороны не возражают против въезда Хомского.

Хомский неоднократно подвергался критике за резкие высказывания по поводу политики американского и израильского правительств, однако затруднений с пересечением границ у него до сих пор не возникало.